Обычно класс состоит из учащихся с
неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разной успеваемостью и
разным отношением к учению, разными интересами и состоянием здоровья. Учитель
не может при традиционной организации обучения равняться на всех одновременно.
И он вынужден вести обучение применительно к среднему уровню - к среднему
развитию, средней подготовленности, средней успеваемости - иначе говоря, он
строит обучение, ориентируясь на некоторого мифического "среднего” ученика. Это
неизбежно приводит к тому, что "сильные” ученики искусственно сдерживаются в
своем развитии, теряют интерес к учению, которое не требует от них умственного
напряжения, а "слабые” ученики обречены на хроническое отставание, они также
теряют интерес к учению, которое требует от них слишком большого умственного
напряжения.
Те, кто относятся к "средним”, тоже очень разные, с разными интересами и
склонностями, с разными особенностями восприятия, воображения, мышления. Одному
необходима основательная опора на наглядные образы и представления, другой
менее нуждается в этом. Один медлителен, другого отличает относительная
быстрота умственной ориентировки. Один запоминает быстро, но не прочно, другой
- медленно, но продуктивно; один приучен организованно работать, другой
работает по настроению, нервно и неровно; один занимается охотно, другой - по
принуждению.
Учитель же должен создать на уроке оптимальные условия для умственного
развития каждого, чтобы преодолеть постоянно возникающие противоречия между
массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний и
умений. Все это приводит к необходимости использования уровневой дифференциации
на уроках математики. В условиях дифференцированного обучения комфортно
чувствуют себя сильные и слабые ученики. В условиях дифференциации школа к
каждому ученику относится как к уникальной, неповторимой личности. Оставаясь в
рамках классно-урочной системы и используя при этом дифференциацию обучения, мы
сможем приблизиться к личностной ориентации образовательного процесса. Таким
образом, перед учителем встает проблема: как делить учащихся на типологические
группы, что брать за основной критерий?